Главная » 2009 » Апрель » 11 » Онлайн обучение сербскому языку на KILDEE Lang. Основные особенности сербского произношения
23:11
Онлайн обучение сербскому языку на KILDEE Lang. Основные особенности сербского произношения

Вернуться в меню



Основные особенности сербского произношения

Произношение сербских гласных звуков близко к произношению гласных в русском языке. Одно из различий состоит в том, что они могут быть долгими и краткими.


1. Гласные в сербском языке произносятся одинаково чётко как в ударных, так и в безударных слогах.

Прочитайте, произнося гласные в безударном слоге без редукции:äко — если жâрко — страстно
бáка — бабушка дÿго — долго
дòбро — хорошо зäjедно — вместе
нòга — нога зäшто — почему
öко — глаз öдмāх — сразу
öцена — оценка кöмотно — удобно
jäгода — клубника с`убота — суббота
jájе — яйцо

Зèленā, зèленā
рáсла jе трáвица,
шàренā, шàренā
пäсла jе крäвица.

(Божидар Тимотиjевић)

Свäкā сврäка скâкā на двâ крâка.

(Б`рзалица1)

Прäвū од комáрца мàгāрца.

(Пòсловица)


2. В сербском языке есть только пять мягких согласных. Они обозначаются буквами љ, њ, ћ, ђ, j. Эти согласные всегда произносятся мягко. Остальные согласные всегда остаются твёрдыми. Они не смягчаются и перед гласными и, е.

Прочитайте, не смягчая согласные звуки перед гласными [и], [е]:дëд — дед дéте — ребёнок
тäкси — такси тéма — тема
вëжба — упражнение пûво — пиво
вëтар — ветер пúсмо — письмо
вúно — вино прòфесор — преподаватель
дëвēт — девять птüца — птица
жирáфа — жираф рéка — река
бéба — грудной ребёнок свëска — тетрадь
сëвēр — север сëсти — сесть
смéтати — мешать срéда — среда

Пëпа, лéпē као шаргарéпа.

(Божидар Тимотиjевић)

Рüба рüби грúзē рêп.

(Б`рзалица)

Кô пëвā, злö не мüслū.

(Пòсловица)


3. В сербском языке в конце слова не происходит оглушения звонких согласных. Не происходит также оглушения [в] перед глухими согласными.

Прочитайте, не оглушая звонкие согласные в конце слова и [в] перед глухим согласным:хлëб — хлеб зûд — стена
хôд — походка зŷб — зуб
штâб — штаб снêг — снег
jÿг — юг вôз — поезд
дрŷг — товарищ хлâд — холод
зáпад — запад стрöг — строгий
сŷд — суд сŷв — сухой
рêд — порядок прäв — прямой
прéдлог — предложение óвца — овца
чâвка — галка jëвтин — дешёвый

Jèдна шÿма зèленā
Прëпуна jе jèлēнā.
Свë до глòга глöг.
Свë до рöга рôг.

(Стеван Раичковић)

Тýжио се стâри лäв:
Звêри мòjе, нúсам здрäв.

(Густав Крклец)


4. [л]. При произнесении звука [л] кончик языка должен находиться на альвеолах (бугорки над верхними зубами).


Сделайте упражнение на произнесение звука [л]:лäв — лев лëптūр — бабочка
далèко — далеко лùкēр — ликёр
кüлограм — килограмм лûст — газета
лèкāр — врач лúце — лицо
лëк — лекарство кòлено — колено
кöла — машина мöлūм — пожалуйста
колùко — сколько шáла — шутка
лÿк — лук одéло — костюм
лÿтка — кукла мäло — мало

Лèтū лáста,
лèтū, лèтū,
и док лèтū,
òна вèлū:

— Дóшла нам jе
кüшна jëсēн,
мôрāм нä jуг
да се сëлūм!

К`удā лèтē мäлē лáсте
кäд уjëсен кüша лüjē?
— У далèкū крâj се сëлē
jëр им óвде лéпо нùjе.

(Божидар Тимотиjевић)


5. При произнесении звука [љ] кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка прижата к нёбу.

Сделайте упражнение на произношение звука [љ]:здрâвље — здоровье `учитељ — учитель
зèмља — страна учитèљица — учительница
пöље — поле прüjатељ — друг
пољýбити — поцеловать приjатèљица — подруга
љýбав — любовь сèљāк — крестьянин
крâљ — король прùзēмље — первый этаж
крàљица — королева

Бöљē üшта нëго нüшта.
Бöљē üкад нëго нüкад.

(Пòсловица)

За мрâва мрàвица
као крáљу крàљица.

(Божидар Тимотиjевић)


6. При произнесении звука [њ] положение языка такое же, как и при произнесении [љ].

Сделайте упражнение на произнесение звука [њ]:бäња — курорт jäгње — ягнёнок
грâње — ветви смáњити — уменьшить
дäњу — днём медèњäк — пряник
дôњи — нижний мýња — молния
гôрњи — верхний муњèвит — молниеносный
имáње — поместье њèгов — его (принадлежащий ему)
њêн — её (принадлежащий ей)

Ëво нâjмањē пëсмē! Мäњā од з"рна2 мäка.
У њôj jе jèдан öсмēх и пúсмо од jèдног дéчака.

Âко знâш кö га шäљē — штö да ти прùчāм дäљē.
Âко нë знаш кö га шäљē — штö те се тûчē дäљē.

(Мирослав Антић)


7. Звук [ч] — это произнесённое слитно сочетание русских [т] и [ш]. Язык при этом поднимается к альвеолам.

Сделайте упражнение на произношение звука [ч]:вèчера — ужин òдличан — отличный
дèчāк — мальчик пàпуче — тапочки
мäче — котёнок öчи — глаза
мäчка — кошка ÿвечē — вечером
òбично — обычно чäj — чай
чäша — стакан чâjник — чайник
чüзме — сапоги чèтири — четыре
рêч — слово четрдèсēт — сорок
чоколáда — шоколад

Пòслало сŷнце пламúчак
Да усùjā камúчак
И да зàпāлū чúчак.

(Стеван Раичковић)

Чòкāнчићем ћеш ме, чòкāнчићем ћу те.

(Б`рзалица)

И цвр'чū3, цвр'чū цвр'чак
На чвöру цр'нē см"рчē.

(Владимир Назор)


8. Звук [џ] — это произнесённое слитно сочетание русских [д] и [ж]. Язык при этом также поднимается к альвеолам.



Сделайте упражнение на произношение звука [џ]:џëп — карман џëз — джаз
ÿџбеник — учебник џêм — джем
џäбе — бесплатно џëмпер — свитер
пиџáма — пижама џèнтлмен — джентльмен
џáмиjа — мечеть џÿдо — дзюдо
џ`унгла — джунгли Џôрџ — Джордж

Дèца вöлē чÿдне ствâри
кäо што су òџачари.

(Душан Радовић)

Жýтē чüзме у чизмèџи-бàшē.

(Б`рзалица)


9. Звук [ћ] произносится как [ть] с призвуком [щ]. Кончик языка при этом находится за нижними зубами.

Сделайте упражнение на произношение звука [ћ]:дóћи — прийти мöћи — мочь
кÿћа — дом òбућа — обувь
нôћ — ночь слèдēћи — следующий
нöћу — ночью обèћати — обещать
мäћеха — мачеха плáћати — платить
срéћа — счастье цвêће — цветы
òсећāње — чувство предузéће — предприятие
пóћи — пойти лûшће — листья

И од вëћēг ùмā вëћē, и од jáчēг ùмā jáчē.

(Пòсловица)

Клÿпчићем ћу те,
калëмчићем ћу те.

(Б`рзалица)


10. Звук [ђ] произносится как [дь] с призвуком [жь]. Кончик языка при этом находится за нижними зубами.



Сделайте упражнение на произношение звука [ђ]:вöђа — вождь међунáроднū — международный
ђäво — дьявол ослобођéње — освобождение
ђöн — подмётка свäђа — ссора
ђâк — ученик такóђе — также
крäђа — кража Ђëнова — Генуя
ђÿс — апельсиновый сок тŷђ — чужой
ђèврек — бублик

У жýтом àуту дôђē
jëсен, донèсē грôжђе.

(Душан Костић)


11. В сербском языке звук [р] может быть слогообразующим. При этом он звучит более раскатисто и может быть долгим и кратким. На него может падать ударение.



Сделайте упражнение на произношение слогообразующего [р]:б^рдо4 — возвышенность т^рчати — бежать
бр'зо — быстро ц^рн — чёрный
з"рно — зерно с"рце — сердце
п"рст — палец в"рх — верх
п^рвū — первый срëбрн — серебряный
'рђав — плохой к"рпа — тряпка

Зêц по пöљу т"рчкā:
т^рк, т^рк, т^рк,
кöњ у штäли ф^ркћē:
ф^рк, ф^рк, ф^рк.

Cäмо мâлū Вüце
нêмā мàрамицē
па мôрā да шм"ркћē:
шм^рк, шм^рк, шм^рк.

(Божидар Тимотиjевић)

Òтуд üдē ц^рн т^рн, да одгрúзē ц^рном т^рну ц^рн в^рх.

(Б`рзалица)

Категория: Сербский|Serbian | Просмотров: 1821 | Добавил: tatarinx | Теги: Lang, онлайн, KILDEE, сербскому, языку, Обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]