Главная » 2009 » Октябрь » 28 » Морфология >Частицы, Междометия и подражательные слова марийского языка, Словообразование
22:48
Морфология >Частицы, Междометия и подражательные слова марийского языка, Словообразование


Морфология > Частицы

Частицы служат для выражения различных оттенков речи. По значению различают несколько групп.

1) Вопросительные:

  • мо? «ли?»
  • мо вара? «ли?»
  • неужели? «неужели?»

Например:

Таче кинош каена мо? «Пойдем ли сегодня в кино?»
Иктаж-мом ойлет мо вара? «Скажешь ли что-нибудь?»
Неужели эрла йӱр лиеш? «Неужели завтра будет дождь?»

2) Усилительные:

  • -ак «же»
  • -ат «и»
  • вет «ведь»
  • эсогыл «даже»
  • даже «даже»

Например:

Кызытак «сейчас же»
Эрат-касат йырваш сылне «И утром и вечером все кругом красиво»
Шып, эсогыл кайык-влакат огыт муро «Тихо, даже птицы не поют».

3) Утвердительные:

  • туге «так»
  • да «да»

Например:

Да, мемнан илыш кечын пеледеш «Да, наша жизнь расцветает с каждым днем».

4) Указательные:

  • теве «вот»
  • уна «вон»
  • вот «вот»

Например:

Теве ял, вот урем «Вот деревня, вот улица»
Уна тушто колхоз клуб «Вон там колхозный клуб»

5) Ограничительные:

  • веле «только»
  • гына «лишь»

Например:

Шочмо элем, тый веле мыланем шерге улат
«Родная моя страна, только ты мне дорога».

6) Определительные:

  • лач «как раз»

Например:

Тудо кастене йолташем лач мӧҥгыштыжӧ ыле
«В тот вечер мой товарищ как раз был дома».

7) Предположительные:

  • чай «чай»
  • дыр «вероятно»
  • аман «оказывается»
  • докан «наверно»
  • векат «пожалуй»

Например:

Кече сай, таче чодыраш каят дыр «День хороший, сегодня, вероятно, пойдут в лес»
Мардеж юалгын пуалеш, йӱр толеш, векат «Прохладный ветер дует, пожалуй, дождь будет»

8) Эмоционально-экспрессивные:

  • , -ян «-ка»
  • але «-ка»
  • , -ыс «же»

Например:

Ончыкто-ян, мо уло кидыштет? «Покажи-ка, что у тебя в руках»;
Тол але тышкырак «Подойди-ка сюда поближе».

Морфология > Междометия и подражательные слова

Междометия употребляются для выражения эмоций, различных чувств человека, как сигнальные слова; подражательные слова употребляются для характеристики явлений светового и звукового порядка, например:

ах! выражает радость, ужас
эй! — побуждение к вниманию
дӱр-дӱр-дӱр — о звуке грома
кож-гож-гож — о шуме леса
йыл-йол — о блеске молнии
йыл-йыл-йыл — о блеске огня и др.,

Например:

Волгенче йыл-йол койо, кӱдырчӧ дӱр-дӱр-дӱр рашкалтыш «Молния блеснула, гром загремел»;
Ларт-ларт лудыжо шинчыше вӱдым йӧрата (из народной песни) «Утка кря-кря, любит стоячую воду».

Подражательные слова в отличие от междометий могут быть членами предложения: определением, сказуемым, обстоятельством образа действия и др., например:

Тул йыл-йыл-йыл коеш «Огонь светится» (образное слово — обстоятельство образа действия, показывает спокойное горение)
Чодыра вует кож-гож-гож «Вершины деревьев шумят» (образное слово — сказуемое, передает умеренный шум большого густого леса)
Кигик-когок комбыжо йогын вӱдым йӧрата (из народной песни) «Гусь, диги-диги, любит текучую воду» (образное слово — определение).

Словообразование

Образование имен существительных

Образование производных имен существительных происходит путем словосложения имен существительных и путем присоединения суффиксов к корням имен и глаголов.

При словосложении имена существительные образуются путем слияния слов (корней) различных по своему значению, например:

ача-ава «родители» (отец-мать)
йӱд-кече «сутки» (ночь-день)
апшаткудо «Кузница» (апшат «кузнец» + кудо «сарай»)
межгем «валенки» (меж «шерсть» + кем «сапоги»)
изарня «четверг» (изи «маленький» + арня «неделя»)
пелйӱд «полночь» (пел «половина» + йӱд «ночь»)
вашкӱзӧ «ножницы» (ваш «навстречу» + кӱзӧ «нож») и др.

Образование имен существительных с помощью суффиксов занимает очень большое место.

Производные имена существительные могут быть образованы от основы глаголов с помощью суффиксов: -ак, -ем, -зе, -маш, -тыш, -чык, -ыш и от основы имен существительных и прилагательных с помощью суффиксов -аш, -ер, -ешке, -зе, -че, -лык, -ыт.

Словообразовательные суффиксы:

-ак образует существительные, обозначающие место или результат действия, например:

вончак «переход» от вончаш «переходить»
лодак «ножны» от лодаш «делать зарубки»

-аш образует название предметов, имеющих какое-либо отношение к исходному слову, например:

йолаш «брюки» от йол «ноги»
парняш «наперсток» от парня «палец»

-ем по значению близок суффиксу -ак, например:

йӱлем «гарь», «горелое место» от йӱлаш «гореть»
кучем «ручка» от кучаш «держать»

-ер обозначает группы деревьев, например:

кожер «ельник» от кож «ель»
пистер «липовая роща» от писте «липа»

-ешке обозначает лица по их признаку, определяющему их действие, состояние и др., например:

имнешке «всадник» от имне «лошадь»
йолешке «пешеход» от йол «нога»
терешке «едущий в санях» от тер «сани»

-зе, -зо, -зӧ обозначают лица по их занятию, профессии, действиям, признаку, например:

йомакзе «сказочник» от йомак «сказка»
тӱмырзӧ «барабанщик» от тумыр «барабан»

-лык образует отвлеченные существительные, обозначающие признак или свойство, например:

озанлык «хозяйство» от оза «хозяин»
рвезылык «юность» от рвезе «мальчик»
тазалык «здоровье» от таза «здоровый»

-маш обозначает действие или состояние, например:

йӱмаш «пир» от йӱаш «пить»
погынымаш «собрание» от погынаш «собираться»

-тыш обозначает результат или процесс действия:

лӱштыш «удой» от лӱшташ «доить»
ончалтыш «взгляд» от ончалаш «посмотреть»
кокыртыш «кашель» от кокыраш «кашлять»

-че, -чо, -чӧ обозначают лица по их занятию, характерному признаку и т. п., например:

пашаче «работящий» от паша «работа»
мыскараче «шутник» от мыскара «шутка»
кӱтӱчӧ «пастух» от кӱтӱ «стадо»

-чык обозначает лица, наделенные качеством, заключенным в основе глагола, от которого существительное образовано, например:

койдарчык «насмешник» от койдараш «высмеивать»
моктанчык «хвастун» от моктанаш «хвастать»

-ык совпадает по значению с суффиксом -ак, например:

катык «обломок» от каташ «обламывать»
ушык «связь», «место соединения» от ушаш «соединять»

-ыт образует существительные со значением величины, веса и т. п., например:

келгыт «глубина» от келге «глубокий»
кужыт «длина» от кужу «длинный»

-ыш обозначает результат или процесс действия, например:

полыш «помощь» от полшаш «помогать»
серыш «письмо» от сераш «писать»
пеледыш «цветок» от пеледаш «цвести»

Образование имен прилагательных

Производные прилагательные образуются от имен существительных, имен прилагательных, причастий, наречий, путем прибавления суффиксов к их основам, а также путем словосложения, например:

шем-ужарге «темно-зеленый»

Словообразовательные суффиксы:

-ан образует прилагательные, со значением обладания каким-либо предметом, качеством, например:

ушан «умный» от уш «ум»
ушкалан «имеющий корову» от ушкал «корова»
шинелян «в шинели» от шинель
ыштышан «старательный» от ыштыше «работающий».

-дыме, -дымо, -дымӧ образуют прилагательные, обозначающие отсутствие какого-либо предмета, свойства, признака, например:

вийдыме «бессильный» от вий «сила»
юждымо «безвоздушный» от юж «воздух»
йӧндымӧ «неудобный» от йӧн «удобство»

-ика Г. образует прилагательные, обозначающие неполноту проявления качества:

лудика «сероватый» от луды «серый»
кужика «продолговатый» от кужы «длинный»

-ле, -ло, -лӧ сходны по значению с суффиксом -ан, например:

чапле «славный» от чап «слава»
йӧнлӧ В. «удобный» от йӧн «удобство»
куатле «мощный» от куат «мощь»

-се, -со, -сӧ образуют прилагательные, показывающие отношение к месту и времени, например:

оласе «городской» от ола «город»
пасусо «полевой» от пасу «поле»
кӱшнысӧ «верхний» от кӱшнӧ «вверху»

-та обозначает наличие признака с оттенком усиления, например:

каҥгата «худющий» от каҥга «худой»
лапката «низенький» от лапка «низкий»

-аш, -яш обозначают отношение ко времени, количеству, качество, заложенное в предмете (соответствует слову «будущий»), например:

тылзаш «месячный» от тылзе «месяц»
шорыкаш «будущая овца» (т.е. ещё ягненок) от шорык «овца»

Образование глаголов

Производные глаголы в марийском языке могут быть образованы с помощью суффиксов от имен существительных, прилагательных, наречий и междометий, а также от глаголов. В последнем случае они приобретают иной оттенок значения (видовой, залоговый, субъективной оценки).

Словообразовательные суффиксы:

-ал, например:

ӱшталаш «подпоясываться» от ӱштӧ «пояс»
упшалаш «надевать что-либо на голову» от упш «шапка»
лупшалаш «хлестнуть» от лупш «плеть», «хлыст»

-ал, -алал образуют так называемые ласкательные глаголы

-алт, например:

пӱжалташ «потеть» от пӱж «пот»
шӧргалташ «петлять», «делать петлю» от шӧрга «петля»
ӱпшалташ «пахнуть» от ӱпш «запах»

-аҥ, например:

пуаҥаш «деревенеть» от пу «дерево»
вӱдаҥаш «мокнуть» от вӱд «вода»

, например:

рӱжгаш «шуметь» от рӱж образное слово для обозначения глухого шума
кудыргаш «становиться кудрявым» от кудыр «кудри»

-ед, -едыл придают глаголу значение многократности действия

-ем, например:

поремаш «добреть» от поро «добрый»
ошемаш «белеть» от ошо «белый»
шоҥгемаш «стариться» от шоҥго «старый»

-ешт, например:

шулдешташ «дешеветь» от шулдо «дешевый»
омешташ «бредить» от омо «сон»
шергешташ «дорожать» от шерге «дорогой»

, например:

шолткаш «стучать» от шолт образное слово, обозначающее стук
рошткаш «производить шум при рубке» от рошт образное слово, передающее этот шум

-кт, -ыкт, например:

эрыкташ «чистить» от эре «чистый»
йӱкшыкташ «охлаждать» от йӱштӧ «холод»

, например:

тӱрлаш «вышивать» от тӱр «вышивка»
йомаклаш «сказывать сказки» от йомак «сказка»
сайлаш «выбирать» от сай «хороший»

-лан, например:

мутланаш «разговаривать» от мут «слово»
шекланаш «подозревать» от шек «подозрение»
йӱкланаш «шуметь» от йӱк «голос»

Образование наречий

Производные наречия образуются путем присоединения суффиксов к основе имен существительных и прилагательных, а также повторением наречия, например:

жапын-жапын «временами», «время от времени»
верын-верын «местами» и др.

Словообразовательные суффиксы:

-ак обозначает сравнение, например:

ӱяк-мӱяк «хорошо, (как масло и мёд)» от ӱй-мӱй «масло-мёд»
кочак «горько» от кочо «горький»

-ге образует наречия со значением совокупности и образа действия, например:

вожге «с корнем» от вож «корень»
рӱжге «дружно» от рӱж (звукоподражание)

-де образует отрицательные наречия, например:

озаде «без хозяина» от оза «хозяин»
упшде «без шапки» от упш «шапка»
оксаде «без денег» от окса «деньги»

образует наречия количества, например:

кумыте «втрое» от кумыт «три»
нылыте «вчетверо» от нылыт «четыре»

-ла образует наречия образа действия, например:

марла «по-марийски» от мари
рушла «по-русски» от руш «русский»
ыресла «крестообразно» от ырес «крест»

(-ын) образует наречия образа действия, например:

писын «быстро» от писе «быстрый»
колышашын «замертво» от колышаш «умирающий»

-нек обозначает совокупность, от некоторых слов образует также наречия времени, образа действия и др., например:

рвезынек «смолоду» от рвезе «молодой»
изинек «с малых лет» от изи «маленький»
водынек «с вечера» от водо «вечер»

-сек образует наречия времени с оттенком начала действия, например:

теҥгечысек «со вчерашнего дня» от теҥгече «вчера»
ожнысек «исстари» от ожно «прежде»
шукертсек «издавна» от шукерте «давно»


Категория: ONLINE ОБУЧЕНИЕ на KILDEE | Просмотров: 2919 | Добавил: tatarinx | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]